Юбилею "печального поэта" Михаила Светлова
Его именем называли пароходы, шахты, улицы и библиотеки. Строки из его стихотворений становились цитатами, а песни, положенные на музыку профессиональными композиторами, считались народными. Его сочинения знал наизусть Маяковский, их высоко ценила Цветаева, любила Ахматова.
Имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну 29 августа 1926 года, когда в «Комсомольской правде» было напечатано его стихотворение «Гренада». Именно этот день стал поэтическим днем рождения Светлова. Позднее Михаил Аркадьевич признавался, что именно в «Гренаде» он открыл самого себя.
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И «Яблочко» — песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая —
Степной малахит...
Одно из лучших его произведений 1930-х годов – стихотворение «Каховка», которое вскоре стало песней и приобрело большую популярность. Ее припев стал крылатой фразой, поговоркой, всеобщей клятвой тех лет:
Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути.
Спустя годы «Песня о Каховке» прошла по дорогам Великой Отечественной и была очень популярна в Советском Союзе.
Кроме сотен стихотворений, песен и поэм Светлов написал довольно много пьес, критических и публицистических статей и рецензий. И везде – и в поэзии, и в драматургии, в статьях и публичных выступлениях – утверждал: «Самое главное в искусстве, в любом его виде – это судьба человека».
У непосвященного читателя может сложиться впечатление, что Светлов писал в основном на гражданскую тематику. Да и время было такое, неспокойное:
Время нынче такое: человек не на месте,
И земля уж, как видно, не та под ногами.
Но и в это тяжелое время находились слова о любви и нежности, которые не произносились вслух, но читались между строк.
Мы уступок
У нашей любви не просили,
Нам соблазны
Не изменили маршрут…
Молодежь не поймет
Наших грустных усилий,
Постаревшие люди,
Быть может, поймут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий