Лев
Толстой в юности хотел блистать в
обществе и как представитель золотой
молодежи мог бы себе это позволить, но
ему мешали природная застенчивость и
отсутствие внешней привлекательности.
Вместо этого молодой граф выработал
привычку к постоянному самоанализу. Он
искал себя на Крымской войне, откуда
пошли его «Севастопольские рассказы»,
в Европе, где его
ужаснул культ Наполеона I («Обоготворение
злодея, ужасно»), но восхитило «чувство
социальной свободы»
и
где он пишет
повесть “Альберт” и рассказ “Люцерн”,
в
родовом поместье Ясная Поляна, где
учредил школу для крестьянских детей.
И
все время писал, будто вел дневник своим
думам о смысле жизни, о секрете всеобщего
счастья. Он был азартным игроком в карты,
пожалуй, первым русским веганом, а ближе
к 60 годам, когда уже были написаны
фундаментальные романы “Война и мир”
и “Анна Каренина”, его беспощадный
самоанализ спрашивал:”Все сделано...
Зачем жить?“ Однако, духовный кризис
минул. Толстой создал свое учение,
известное как толстовство. Кстати, одним
из известных толстовцев был Михаил
Афанасьевич Булгаков. “В России два
царя — Николай Второй и Лев Толстой”,
— писал журналист Алексей Суворин. На
рубеже XIX и XX веков Толстой являлся для
своих современников авторитетнейшей
медийной фигурой. В 1901 году Толстой был
отлучен от церкви за “прельщение гордого
ума своего".
Умер
Толстой во время путешествия, в которое
отправился в 82 года, после разрыва с
женой, с которой прожил в любви почти
полвека. Надо полагать, на этот поступок
его подвиг тот самый самоанализ. Во
время переезда Лев Николаевич заболел
воспалением легких, сошел с поезда на
ближайшей крупной станции (“Астапово”),
где в доме начальника станции умер 7
ноября 1910 года. По сей день Лев Толстой
остается, пожалуй, самым читаемым русским
писателем во всем мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий