четверг, 8 ноября 2018 г.

9 ноября 2018 года - 200 лет со дня рождения И. С. Тургенева


«Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать» – таково было житейское правило, определенное писателем XIX века Иваном Сергеевичем Тургеневым. Его страдания были отражением огромной силы чувства преданности, любви бескорыстной и красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь. Служению своей стране, своему народу была посвящена каждая строка творческого наследия И.С.Тургенева.
На его книгах воспитывались поколения людей в нашей стране.
Прошло немало лет с тургеневского времени, но по-прежнему жива благодарность великому писателю, который во всем мире прославил высоту духа русского народа и красоту родной земли.
Мало кто знает, что начинал Тургенев свое творчество как поэт. Быть может, у Тургенева не было крупного поэтического дарования, да и сам он многие годы спустя говорил, что испытывает чувство стыда при упоминании своей поэтической деятельности, поэтому сам немало способствовал своему забвению как поэта.
Это суровое пренебрежение к своей поэзии решительно несправедливо. Под некоторыми небольшими его стихотворениями и под отдельными местами его поэм не отказался бы поставить свое имя ни один из прославленных поэтов.

«Моя молитва».

Молю тебя мой Бог! Когда

Моими робкими очами

Я встречу черные глаза

И, осененная кудрями,

К моей груди приляжет грудь,

О, дай мне силу оттолкнуть

От себя прочь очарованье.

Молю – да жгучее лобзанье

Поэта уст не осквернит

И гордый дух мой победит

Любви мятежной заклинанье.


Лучше всего Ивану Сергеевичу удались картины природы: тут уже ясно чувствуется та щемящая, меланхолическая поэзия, которая составляет главную красоту тургеневского пейзажа.

«Деревня».

Люблю я вечером к деревне подъезжать,

Над старой церковью глазами провожать

Ворон играющую стаю;

Среди больших полей, заповедных лугов,

На тихих берегах заливов и прудов,

Люблю прислушиваться к лаю

Собак недремлющих, мычанью тяжких стад,

Люблю заброшенный и запустелый сад

И лип незыблемые тени;

Не дрогнет воздуха стеклянная волна;

Стоишь и слушаешь – и грудь упоена

Блаженством безмятежной лени…


Тургенев неспроста верил в судьбу, в роковое стечение обстоятельств, которые однажды набегают на человека и круто меняют все. 1843 год в писательской и человеческой судьбе Тургенева действительно оказался роковым: это был год начала его литературного успеха, год знакомства с Белинским и одновременно – встречи с 22-летней певицей Полиной Виардо - Гарсиа, выступавшей осенью в Петербурге в составе Итальянской оперы.


И мало кто мог подумать тогда, что молодой писатель, ставший вскоре великим русским писателем, одним из популярнейших не только в России, но и в Европе, сохранит горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где, в конце концов, проведет большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать на родине. В одном из своих писем Тургенев сравнил себя с птицей, которая два раза в год совершает перелет: весной отправляется в русскую деревню, а осенью возвращается в Париж, к ней…
Что же заставило Тургенева заковать себя на всю жизнь любовью к замужней женщине, стать другом ее мужа, быть рыцарем бескорыстным в этой любви и дружбе? Ум и воля, влюбленность в искусство, внутреннее изящество – вот что покорило его в Полине Виардо. Она была первым ценителем его рассказов, повестей, романов. Именно она вдохновляла Тургенева на создание великолепных лирических произведений.

Долгие годы Тургенев проводит вдали от родины. «Что ни говори, на чужбине точно вывихнутый, – жалуется он в письмах. – Осужден на цыганскую жизнь и не свить мне, видно, гнезда нигде и никогда!»
Знание русской жизни и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силой таланта и размышления сказывается во всех произведениях Тургенева.
«Дело было в августе месяце 1860 года, - когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»… В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача… В этом замечательном человеке – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».
«Странные судьбы отцов и детей! Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке, – это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, и это тоже ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов!» - писал А.Герцен.
Тема «лишнего человека» занимает ведущее место во многих произведениях Тургенева. Это «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Переписка». Само понятие «лишний человек» было введено в литературу Тургеневым.
Значение образов «лишних людей» подчеркивал Щедрин «…вы в своих произведениях создали тип лишнего человека. А в нем ведь сама русская жизнь отразилась. Лишний человек – это наше больное место. Ведь он нас думать заставляет».
Мотив трагичности человеческого существования усиливается в произведениях Тургенева. Писатель развивает мысль о трагичности любви, о нравственном долге, забвение которого приводит человека к возмездию.
Популярность Тургенева-писателя выросла многократно. В России его воспринимают как живого классика. Последние годы жизни писателя были озарены радостным сознанием того, что Россия высоко ценит его литературные заслуги.
Он часто мечтал вернуться в Россию, но, к сожалению, неизлечимый недуг не давал возможности отправиться в такое далекое путешествие. Но как Иван Сергеевич страдал, что не может увидеть любимых мест!


«О мой сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда! О песчаное местечко под дряхлой плотиной, где я ловил пескарей и гольцов! И вы, высокие березы, с длинными висячими ветками, я посылаю вам последнее прости! Расставаясь с жизнью я к вам одним простираю руки. Я бы хотел еще раз надышаться горькой свежестью полыни, сладким запахом сжатой гречихи на полях моей родины; я бы хотел еще раз услышать издали скромное треньканье надтреснутого колокола в приходской нашей церкви; еще раз полежать в прохладной тени под дубовым кустом на скате знакомого оврага; еще раз проводить глазами подвижный след ветра, темной струею бегущего по золотой траве нашего луга…»


Сбывались его давние предчувствия. 30 мая 1882 года Тургенев писал своему другу Полонскому, отъезжавшему в гостеприимное Спасское...

«Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу…»

Тургеневу оставалось жить совсем недолго, но он был по-своему счастлив – рядом с ним была его Полина, которой он диктовал последние рассказы и письма. 3-го сентября 1883 года Тургенев скончался. Согласно завещанию он был похоронен в России, и в последний путь на родину его провожала дочь Полины – Клаудиа Виардо. А как завещание он оставил вот эти стихи:

«Милый друг».

Милый друг, когда я буду

Умирать – вот мой приказ:

Всех моих писаний груду

Истреби ты в тот же час!

Окружи меня цветами,

Солнце в комнату пусти –

За закрытыми дверями

Музыкантов помести.

Запрети им плач печальный!

Пусть, как будто в час пиров,

Резко взвизгнет вальс нахальный

Под ударами смычков!

Слухом гаснущим внимая

Замираниям струны,

Сам замру я, засыпая..

И, предсмертной тишины

Не смутив напрасным стоном,

Перейду я в мир иной,

Убаюкан легким звоном

Легкой радости земной!


Использованы материалы из открытых источников интернета

Комментариев нет:

Отправить комментарий