среда, 5 декабря 2018 г.

5 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ФЁДОРА ТЮТЧЕВА И АФАНАСИЯ ФЕТА




Поэзия – великое чудо. Но открывается оно,как и чудо природы, не сразу и далеко
не всякому, а только человеку чуткому,внимательному.

Е.Корсалова


5 декабря – день рождения  великих русский поэтов А.А.Фета и Ф.И.Тютчева. Они родились в один день с разницей в 17 лет. Расцвет их творчества  приходится на 40-е годы XIX века. Их многое сближает: родились оба в Орловской области, писали о природе, принадлежали к так называемым поэтам «чистого искусства» и многое другое.
  Ф.И.Тютчев

«Хрупкость человеческой жизни, – писал Фёдор Тютчев, – единственная вещь на Земле, которой никакие фразы и напыщенные рассуждения не в состоянии преувеличить». 
 А.А.Фет

Их имена часто произносят рядом, находя созвучие в их стихах. «Всё торжество гения, не вмещённое Тютчевым, вместил Фет», – утверждал Александр Блок.
Творчество Ф. Тютчева и А .Фета, этих двух замечательных русских поэтов второй половины XIX века, взаимосвязано. Нельзя не вспомнить, что Ф. И. Тютчев и А. А. Фет глубоко уважали и ценили друг друга. Ф. Тютчев высоко отзывался о поэтическом даре своего младшего современника:
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел:
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел.
В свою очередь, А.Фет глубоко почитал Ф.И.Тютчева, видел в нем для себя образец творческого духа. В одном из посланий Тютчеву Фет обращается к нему:
Мой обожаемый поэт,
Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.
   Такая взаимная симпатия поэтов имеет много причин. А.А.Фет и Ф.И.Тютчев исповедовали доктрину «чистого искусства», с которой спорили в тот период демократически настроенные поэты некрасовской школы.
В 1859 году Фет написал статью «О стихотворениях Тютчева». Это был отзыв на поэтический сборник Тютчева 1854 года. «Поэтическая сила, т. е. зоркость г. Тютчева — изумительна». Он в стихотворениях является «магическим толкователем тончайших чувств». А между тем масса читающей публики сборник Тютчева по достоинству не оценила, отчего ее эстетическое чувство, по мнению Фета, сильно пострадало. В 1862 году Фет в теплом и ироничном дружеском стихотворении просил Тютчева прислать ему свою фотографию:
Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полёт
Меня увлёк волшебной силой,
Давно в груди моей живёт
Твоё чело, твой облик милый.
Твоей камене — повторять
Прося стихи — я докучаю,
А всё заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.
Поклонник вечной красоты,
Давно смирённый пред судьбою,
Я одного прошу — чтоб ты
Во всех был видах предо мною.
Вот почему спешу, поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

И Фёдор Тютчев фотографию прислал. Со стихотворным ответом:
Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилён.
Есть еще несколько известных стихотворных обращений Фета к Тютчеву:«Нетленностью божественной одеты... » 1863 года, «Прошла весна — темнеет лес...» 1866 года и, наконец, «На книжке стихотворений Тютчева» 1883 (или 1884) года:
Вот наш патент на благородство,
Его вручает нам поэт;
Здесь духа мощного господство,
Здесь утонченной жизни цвет.

В сыртах не встретишь Геликона,
На льдинах лавр не расцветет,
У чукчей нет Анакреона,
К зырянам Тютчев не придет.

Но муза, правду соблюдая,
Глядит: а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Фет много писал о Тютчеве в своих мемуарах под названием «Мои воспоминания». «...Не могу не приветствовать в моем воспоминании тени одного из величайших лириков, существовавших на земле», — отмечал он. «Было время, когда я раза три в неделю заходил в Москве в гостиницу Шевалдышева на Тверской в номер, занимаемый Федором Ивановичем. На вопрос: «Дома ли Федор Иванович?» — камердинер-немец, в двенадцатом часу дня, — говорил: «Он гуляет, но сейчас придет пить кофей». И действительно, через несколько минут Федор Иванович приходил, и мы вдвоем садились пить кофей, от которого я ни в какое время дня не отказываюсь. Каких психологических вопросов мы при этом не касались! Каких великих поэтов не припоминали! И, конечно, я подымал все эти вопросы с целью слушать замечательные по своей силе и меткости суждения Тютчева и упивался ими».Фет вспоминал, как однажды показал Тютчеву свое новое стихотворение и как счастлив он был услышать отзыв старшего товарища: «Как это воздушно!»О первой встрече поэтов ничего неизвестно, но вот о последней — в 1864 году — мы знаем из первых уст. Фет застал Федора Тютчева в один из худших моментов его жизни: после смерти Елены Денисьевой, с которой Тютчев прожил в гражданском браке 14 лет, она родила ему троих детей.
Тютчев собирался уехать во Францию и позвал своего друга попрощаться. Этот эпизод Фет подробно описал в воспоминаниях:«В первом часу ночи, возвращаясь в гостиницу Кроассана, я вместе с ключом от номера получил от швейцара записку. Зажигая свечу на ночном столике, я, при мысли сладко задремать над французским романом, намерен был предварительно, уже лежа в постели, прочесть и записку. Раскрываю последнюю и читаю: «Тютчев просит тебя, если можно, прийти с ним проститься». Конечно, я через минуту был снова одет и полетел на призыв. Безмолвно пожав руку, Тютчев пригласил меня сесть рядом с диваном, на котором он полулежал. Должно быть, его лихорадило и знобило в теплой комнате от рыданий, так как он весь покрыт был с головою темно-серым пледом, из-под которого виднелось только одно изнемогающее лицо. Говорить в такое время нечего. Через несколько минут я пожал ему руку и тихо вышел».
Последнее  стихотворение Фёдора Тютчева было написано в декабре 1869 года.
Фёдор Тютчев
  После третьего инсульта доктора уверяли, что Тютчеву осталось жить день-два. Он прожил ещё три недели.
Последним его стихотворением было это:
Если смерть есть ночь, если жизнь есть день —
Ах, умаял он, пестрый день, меня!..
И сгущается надо мною тень,
Ко сну клонится голова моя…
Обессиленный, отдаюсь ему…
Но всё грезится сквозь немую тьму —
Где-то там, над ней, ясный день блестит









Источники:
Изображения взяты на сайте свободной энциклопедии «Википедия» и на fotki.yandex.ru, в условиях сайтов разрешается использование материала и изображений пользователями.
Условия использования сервиса Яндекс.Фотки -https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/



Комментариев нет:

Отправить комментарий